26 октября 2024 года, в день памяти Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Новодевичьего ставропигиального женского монастыря г. Москвы после масштабной реставрации и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.
В этом году отмечается 500-летие основания Новодевичьей обители.
Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской митрополии под управлением священника Сергия Голева.
***
В 2024 году отмечается 500-летие Московского Новодевичьего ставропигиального женского монастыря. Основанная в 1524-1525 годах великим князем Московским Василием III обитель стала его благодарственным приношением Самому Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514).
Это событие стало важнейшим этапом в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.
28 июля (10 августа ст. ст.) 1525 года Василий III и митрополит Даниил совершили торжественное перенесение иконы Богоматери Путеводительницы (Одигитрии) из Кремля в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. С тех пор обитель стала именоваться Домом Пречистой Богородицы и приобрела высокий статус царского богомолья, наделена богатыми вотчинами, крестьянами и несудимыми великокняжескими грамотами.
Это событие положило начало общемосковского крестного хождения «к Пречистой» в день Смоленской иконы, продолжавшегося вплоть до 1917 года и собиравшего множество богомольцев. Эти шествия всегда возглавляли русские государи (в допетербургский период) и московские первоиерархи. Древние стены Смоленского собора помнят служение всероссийских святителей: патриархов Иова, Ермогена и Тихона, митрополитов Макария, Филиппа, Филарета, Иннокентия и Макария.
С января по апрель 1598 года в Новодевичьем монастыре пребывал боярин Борис Годунов. Трижды к стенам обители приходил народ во главе с Святейшим Патриархом Иовом. Царица-инокиня Александра благословила Годунова принять царский скипетр и державу. 22 февраля в Смоленском соборе он был наречен царем и самодержцем.
При Годуновых Новодевичий монастырь пережил первый расцвет. По повелению царя Бориса Смоленский собор был полностью обновлен и перестроен, расписан и украшен новым иконостасом.
Новым периодом расцвета для обители стали годы правления царевны Софьи Алексеевны (1683-1689), устроившей здесь свою загородную резиденцию. Тогда и сложился его неповторимый архитектурный ансамбль, сохранившийся до наших дней и поражающий царским великолепием.
После Стрелецкого бунта 1689 года Петр I отправил царевну Софью (в монашестве Сусанна, в схиме София) под надзор в Новодевичий монастырь вместе с сестрами-царевнами Евдокией, Екатериной и Марией (не были пострижены). Сюда же по смерти императорской четы Петра и Екатерины перебралась в 1727-1731 годах его первая супруга, царица Евдокия Федоровна Лопухина (в монашестве Елена). Гробницы царственных инокинь доселе можно увидеть в южном нефе Смоленского собора.
Во время Отечественной войны 1812 года обитель была занята французами, которые предприняли попытку взорвать Смоленский собор. Благодаря действиям монахинь во главе с казначеей монахиней Саррой (Николаевой, †1840) храм был спасен.
В 1918-1919 годах декретами советской власти были закрыты монастырские училище, приют и школа, конфискованы банковские сбережения и земля, а сама обитель заселена курсантами Наркомата просвещения и рабочими Экспедиции заготовления Государственных бумаг («Гознак»). Монашеская община преобразована в православное приходское братство и союз вышивальщиц и огородниц. Игумения Вера (Победимская, †1949) назначена председателем домового комитета и заведующей кладбищем.
В 1922 году игумения Вера и четверо клириков были привлечены по делу об изъятии церковных ценностей и приговорены к разным срокам заключения. В том же году обитель была упразднена полностью. Монастырские здания переданы под жилой фонд и частично — в ведение Государственного музейного фонда (1926), а с середины 1930-х годов Государственного исторического музея.
В 1994 году в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Общину сестер возглавила игумения Серафима (Черная, †16 декабря 1999). Ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева, 1999-2007). С 27 декабря 2007 года обитель возглавляет игумения Маргарита (Феоктистова).
В январе 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.
6 мая 2012 года в обитель из фондов Государственного исторического музея была возвращена Иверская икона Божией Матери.
В 2014 году во исполнение поручения Президента России В.В. Путина начались масштабные научные ремонтно-реставрационные работы.
Первоочередным и главным объектом приложения сил историков, архитекторов, археологов и реставраторов стал Смоленский собор с уникальными фресками и иконостасом конца XVI века.
В интерьере храма бригадой им. В.Д. Сарабьянова под руководством Е.И. Серегиной (художник-реставратор высшей категории) и Д.М. Черемисина (художник-реставратор первой категории) были проведены работы по раскрытию, консервации и реставрации стенописи, которая сохранилась по всему пространству основного объема практически без изменения первоначального рисунка и иконографии, хотя в течение пяти веков древняя стенопись неоднократно поновлялась и записывалась. Она отличается стилистической целостностью и представляет собой непревзойденный памятник монументального искусства периода правления царя Бориса Годунова.
Большой удачей стало для реставраторов открытие в тимпанах над заложенными в XVII веке северным и южным порталами Смоленского собора изображений архангелов, являющихся уникальными по уровню сохранности и качеству живописи фрагментами первоначальной авторской стенописи XVI века, которая содержит образы святых ангелов, не тронутых поздними поновлениями.
Важная роль в общем комплексе работ отводилась изучению иконографической программы и стиля росписей Смоленского собора.
Реставрационные работы на большом иконостасе Смоленского собора, исполненном белорусскими мастерами-резчиками в 1683-1686 годах, проводились под руководством художника-реставратора первой категории С.В. Павицкого. Специалистами АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (МНРХУ) был совершен полный цикл мероприятий: удаление загрязнений, укрепление и восполнение элементов резьбы и утрат грунта, укрепление и тонирование позолоты. Бригадой им. В.Д. Сарабьянова были отреставрированы расписные тябловые балки конца XVI века, служащие основой для икон и скрытые за резной золоченой рамой конца XVII века.
На тыльной стороне иконостаса сохранилась масляная живопись рубежа XIX-XX веков (предположительно работы артели Н.М. Софонова) в частях дьяконника и жертвенника — «Распятие» и «Жертвоприношение Авраама» (на деревянных щитах), в центральной части — «Литургия ангелов» (на холсте площадью 60 кв. м). Это гигантское живописное полотно, находившееся в аварийном состоянии, было демонтировано путем переноса на специальный вал и отреставрировано в мастерских МНРХУ бригадой Ю.А. Савцовой.
Реставраторы бригады Андрея Пастухова провели полный цикл реставрации уникальной Надпрестольной сени главного алтаря Смоленского собора, работы мастера Кирилла Кондратьева (1653). Резная вязь, расположенная на фризе, гласит: «Поставил сию сень над престолом Христа Бога нашего в дом Пречистыя Богородицы, честнаго Ея Одигитрея в монастыре Девиче князь Иван Алексеевич Воротынский по матери своей княгине Марфе Ивановне и по своих родителях в вечный поминок».
Реставрация икон из центрального иконостаса Смоленского собора и фресковой живописи проводилась под руководством Е.И. Серегиной. Согласно методике, одобренной Федеральным научно-методическим советом при Министерстве культуры РФ, было проведено полное раскрытие авторской живописи, относящейся к 1598 году, от всех слоев записи и поновлений.
Усердием реставраторов большому иконостасу Смоленского собора возвращены подлинные черты памятника столичной иконописи конца XVI века. Сочетание иконостаса с первоначальной росписью стен возвращает главному храму Новодевичьей обители давно утраченную им целостность выдающегося ансамбля искусства Руси эпохи Бориса Годунова.
Работы по реставрации орнаментальной масляной живописи начала XX века (предположительно артели Н.М. Софонова) на северной и западной галереях Смоленского собора, представляющей собой чередующиеся рапорты из растительных элементов с изображениями херувимов и серафимов, были проведены бригадой под руководством художника-реставратора высшей категории В.В. Морковина.
Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. Он признан объектом культурного наследия федерального значения и включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Новодевичий монастырь, один из наиболее известных памятников русского зодчества, встречает 500-летие обновленным после масштабных реставрационных работ, которые стали возможными благодаря исполнению свыше 15 поручений, более 40 указаний и распоряжений Президента России В.В. Путина.
Пять столетий богатой драматическими событиями истории Новодевичьего монастыря оставили множество бесценных памятников зодчества, иконописи, прикладного искусства. В настоящее время в Государственном историческом музее в Москве проходит выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории», церемонию открытия которой возглавил 13 августа с.г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Среди многочисленных экспонатов на выставке представлены подлинные памятники XVI-XVII вв, а возможности мультимедийных технологий позволяют подробно рассмотреть, в частности, исторические фрески Смоленского собора.
По материалам patriarchia.ru